Армянские узорыВасильев: мы открываем очередную страницу нашей новой рубрики «Модное наследие национального костюма». Сегодня мы увидим, как старинные армянские узоры вплетаются в современные наряды. Подробнее об этом нам расскажет директор Культурного армянского центра «Тирьян» Лилит Маликян. Здравствуйте, Лилит.
Маликян: здравствуйте.
Васильев: начнем наш обзор.
Маликян: первый костюм представляет регион Васпуракан, где находится Ванское озеро. В этом регионе особо почитали красный цвет и все его оттенки. Считалось, что красный — это цвет-оберег. И под каждый костюм надевалась красная рубаха. Она обязательно была длинной. Также мы видим вышивку крестом, которая вполне могла использоваться и в дохристианской Армении.
Васильев: многие серебряные украшения, которые здесь представлены отделаны филигранью. А мониста на головном уборе напоминает феску. Можно сказать, что восточные соседи оказали влияние на вид женского костюма.
Маликян: безусловно. Этот костюм относится к концу XVII — началу XVIII века. И в одежде того времени обычно использовали шатахскую шаль. Это такой вид домотканой шерсти. Посмотрите на шаль с бисерной поднизью, которую полагалось носить замужним женщинам. Вышивка — в данном случае древо жизни — считалась своего рода оберегом. На груди — миндалевидный узор, напоминающий птичек. Армянки носили такие серебряные изделия, чтобы в семье царили мир, любовь и было много детей.
Васильев: давайте посмотрим на мужской костюм.
Маликян: мужской костюм принадлежит к тому же региону, что и женский наряд. Обратите внимание на то, что в мужском варианте есть голубые бусинки. Подобную сорочку носили мужчины, когда собирались жениться. А вот эта деталь позволяла закрепить рукав, и одежда из парадной становилась рабочей.
Васильев: кстати, эта рубаха застегивается на косой ворот, как и русская косоворотка, как и все византийские старинные рубашки, которые шили в Константинополе. Наверное, есть какая-то связь — все-таки Армения вблизи этих регионов. А из чего сделаны штаны, по-моему, это домотканый лен?
Маликян: да, домотканый лен. Опять же вышивка, но уже не крестом, а полукрестом. Обратите также внимание на то, как выполнена рубашка.
Васильев: орнамент очень актуален. Здесь представлены осенние тона: оттенки корицы и шоколада. Думаю, такая вещь могла бы подойти многим современным модницам. Также здесь есть очень интересная обувь. Что это за удивительные вязаные крючком «черевички»?
Маликян: это домашняя обувь. А к уличным моделям на подошву прикреплялась кожа ягненка.
Васильев: следующий женский костюм, на который я хочу обратить ваше внимание, сделан из велюровой ткани, вышит тамбурным швом позолоченной нитью, так называемой кипрской нитью. Откуда этот наряд?
Маликян: из города Карина. Нить прикреплялась на подобного рода фартуки. Такие вышивки и сегодня в большом почете. А рядом вы видите платье с поясом — это начало XX века. У нас в Армении фартуки носили замужние женщины, а незамужние — только пояса.
Васильев: скажите, пожалуйста, в современной Армении сохранилась ли традиция выходить замуж в национальных костюмах?
Маликян: да, конечно. Даже в Москве я встретила армянскую невесту, которая выходила замуж именно в таком наряде. Сейчас очень модно выходить замуж в национальном костюме. И очень многие молодые люди стилизуют одежду и делают цветовые узоры.
Васильев: большое спасибо, Лилит. А я напомню, что с вами была постоянная рубрика «Модное наследие национального костюма». Все модные советы ищите на нашем сайте modniy.tv.